Стандарты креплений тормозных калиперов
Различие креплений велосипедных калиперов, современные стандарты PM и IS
IS – интернационал стандарт
Этот тип крепления появился первым. Его особенностью можно выделить лёгкую, без дополнительных деталей и более жёсткую конструкцию. Так как размер крепления на раме и вилке разные, то и калипер с разной длинной крепления « IS». Регулировка такого калипера выполняется за счёт проставочных шайб разной толщины: 0.25; 0.8 и 1.6 мм.
Адаптер на такой тормоз используется в случае увеличения размера ротора или крепления РМ на вилке или раме. На самих адаптерах указывают размер ротора и место положения front/rear (передний/задний)
Или такой
На сегодняшний день тип крепления IS на калиперах и вилках встречается всё реже, так как его вытесняет более современный стандарт Post Mount.
PM – пост маунт
Такой тип крепления появился после IS. Не смотря на дополнительную деталь (адаптер/переходник) и пару болтов, которые увеличивают вес, стал популярным из-за более простой/практичной регулировки калипера. В случае увеличения размера ротора применяется адаптер РМ на РМ на адаптере указан размер и место положения (передний/задний). По умолчанию крепление на вилке под ротор 160 мм.
Адаптеры к такому калиперу есть двух видов в зависимости от типа крепления на вилке или раме.
С IS на PМ
Разберёмся с загадочными обозначениями и почему их может быть два на самом адаптере. Если Shimano в этом вопросе скрупулёзны и надпись узконаправленная (ONLY - только), то другие фирмы не особо обременяют себя в точности. Ниже на фото тормоза с адаптерами от WinZip.
Маркировка МТ-1816 в первой строчке отображает информацию к каким размерам ротора этот адаптер применим, во второй распечатка/подсказка. То есть, если этот адаптер поставить спереди (на вилку), то под ротор 180 мм., а если его же сзади (на раму), то под ротор 160 мм. Но далеко ни все производители так подробно расписывают информацию на деталях. Дело в том, что разница в размерах роторов и креплений рамы/вилки практически на один размер (20 мм. в диаметре – 10 мм. в радиусе). Есть и исключения от AVID с их роторами 185 мм. Ниже на чертежах видна разница почти в 1 см. на радиус.
Установка IS калипера производится с помощью проставочных шайб разной толщины как упомянуто выше. Суть в том, чтобы зафиксировав калипер диск находился по середине прорези на равном удалении от тормозных колодок. Колодки при этом должны быть максимально разведены. Если у вас получилось ровно по диску установить калипер, то дальше проще. Нажимая на тормозную ручку несколько раз происходит автоподстройка поршней в калипере на рабочую амплитуду сальника/мембраны, который находится между корпусом калипера и поршнем (подробности и принцип работы в другой статье). По законам физики течение (тока, воды…) идёт по наименьшему сопротивлению. Так и здесь, после нажатия несколько раз на тормозную ручку поршни могут зафиксироваться от ротора на незначительно разном расстоянии. Тогда возможна финишная регулировка тормоза с помощью проставочных шайб разной толщины.
Установка РМ калипера к вилке или раме происходит на прямую или через адаптер. В конечном счёте мы зажимаем калипер с помощью болтов через овальные отверстия в нём. Здесь ключевое слово ОВАЛЬНЫЕ. То есть за счёт свободного поперечного хода мы выставляем калипер по ротору с равным удалением тормозных колодок. Можно посоветовать несколько раз нажать на тормозную ручку, чтоб тормозные колодки сошлись на «рабочее» расстояние от ротора. Удерживая тормозную ручку в нажатом состоянии слегка притянуть калипер с последующей его точной доводкой/регулировкой.
Загадка:
Если правильно говорить РОТОР, то почему тормоза ДИСКОВЫЕ?
И если тормоза ДИСКОВЫЕ, то при чём здесь слово РОТОР?
А где же ДИСКИ? )))
Не смотря на различные стандарты крепления, вы всегда можете купить нужный вам адаптер для диского тормоза в нашем магазине. Подробнее смотрите в разделе АДАПТЕРЫ ДЛЯ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ.