Выбираем велосипед для велопоходов
Никакой официальной классификации по стилям велопоходов (подразумеваются исключительно многодневные поездки) не существует, кроме разделения на спортивные, с оформлением документации, и любительские, без него. Как вы понимаете, на выбор велосипеда это не влияет никак.
По сути же велопоходы можно разделить по целям похода, по качеству дорог, по степени автономности, по интенсивности движения. Разделение по целям велопохода: отдых, тренировка, экспедиция, экскурсия, что-либо еще, на выбор велосипеда влияет лишь косвенно.
Сочетание же качества дорог, по которым будет проходить поход, степень автономности велопохода и интенсивность движения влияют прямо. Исходя из того, что в последнее время наиболее популярны смешанные велопоходы, проходящие по самым разнообразным дорогам, необходим универсальный велосипед. Факт остается фактом, но для этого лучше всего подходит горный велосипед или, в крайнем случае, гибридный. Хотя, бывают велопоходы, в которые можно идти и на шоссейном велосипеде, и, даже, на сити-байке или складном велосипеде.
Если вы собрались в велопоход, где ожидаются самые разнообразные дороги, желательно, чтобы велосипед отвечал следующим требованиям. Во-первых, чтобы велосипед был собран на стальной хромомолибденовой или титановой раме. Выбор этих материалов обуславливается тем, что в походе вы, скорее всего, будете много часов проводить в седле.
Алюминиевые велосипедные рамы, как известно, гораздо более жестки и вибронагружены, чем стальные или титановые рамы для велосипеда, а, следовательно, длительная езда на них более утомительна. Карбоновые рамы дороги, менее надежны и практически неремонтопригодны. Выбирать для походов гоночный кросс-кантрийный велосипед явно не стоит: при не очень быстром движении разница в качестве оборудования не столь существенна, а сломать легкую гоночную раму значительно проще, чем раму из среднего ценового диапазона. Для тех же целей – снижения вибраций – и веса байка – иногда используются титановые или карбоновые подседельные штыри и рули. Кстати, карбоновые детали могут быть выполнены существенно различными, поэтому иногда они оказываются не мягкими, а наоборот очень жесткими.
Из соображений большой продолжительности езды, велоседло не должно быть жестким и узким, из разряда тех, что обычно устанавливаются на кросс-кантрийные велосипеды. Оно должно быть удобным именно для вас, скорее из тех, что устанавливаются на гибридные велосипеды.
В виду не очень высокой интенсивности движения в длительных велопоходах, не стоит гнаться за низкой посадкой, иначе будут больше уставать предплечья и кисти рук. Руль необходим обеспечивающий несколько положений рук. Например, на прямой велосипедный руль стоит поставить рога. Если планируется велопоход, в котором не обойтись без заметного количества вещей, то позаботьтесь о хорошем багажнике и велорюкзаке на него. Используя их, вы сбережете спину и пятую точку, а так же существенно снизите центр тяжести системы «велосипед-велосипедист», что положительно скажется на управляемости велосипеда. Единственная ситуация, когда заплечный велорюкзак предпочтительнее – многочисленные переносы велосипеда через препятствия на заросших лесных дорогах или заваленных горных тропах во время велопохода. Как вариант – велорюкзак с лямками, который можно носить на спине. Стальные велобагажники слишком тяжелы, поэтому обычно используются алюминиевые или титановые велосипедные багажники. Последние обычно существенно дороже, но и долговечнее. Алюминиевые велобагажники к тому же необходимо очень хорошо закреплять, так как этот металл гораздо быстрее разрушается от циклических нагрузок.
Наличие нормального прочного велобагажника обуславливает то, что ваш велосипед будет либо хардтейлом, либо ригидом (с жесткой вилкой), но не двухподвесом, на который просто невозможно поставить хороший велосипедный багажник. Велобагажники с креплением на подседельный штырь не в счет: и грузоподъемность не та, и невозможно как следует закрепить велорюкзак. Хорошо, если рама будет иметь стандартные точки для крепления велобагажника, чтобы не мудрить с его надежной установкой.
Наличие амортизационной вилки желательно, но ее качество в походах часто не столь важно, поскольку очень агрессивной езды с велорюкзаком, скорее всего не будет. Кстати, пружино-эластомерные вилки имеют одно преимущество для походов – они фактически не требуют обслуживания. Воздушные вилки привлекают низким весом, но, учитывая необходимость тащить в поход специальный насос для их подкачки, теряют это преимущество.
Для походного велосипеда просто необходимы прочные колеса, особенно заднее. На него приходится существенно больший вес, чем при обычной езде без груза. Ведь правка восьмерок или переборка втулок отнимает немало времени, а поломка обода в походе почти фатальна. Не стоит ставить очень легкие гоночные шины, их боковины гораздо легче повредить, наехав на острое препятствие. Оптимальный уровень втулок – Shimano Deore LX – Deore XT.
Обода желательно иметь прочнее среднего уровня, но не обязательно даунхильные. Mavic XM719 – отличный вариант. Кроме того, хорошие спицы – так же залог надежности. Они обеспечат велоколесу высокую прочность и жесткость, позволяя править восьмерки после длительной эксплуатации. На дешевых спицах ниппеля часто прикисают к спицам, а их грани скругляются.
Применение дисковых тормозов желательно с точки зрения эффективности работы, особенно зимой. Но у них есть один существенный минус – с большинством дисковых тормозов трудно или даже невозможно надежно установить багажник. Как вариант решения этой проблемы можно установить только передний дисковый тормоз. Ремонтопригодность дисковых тормозов с гидравлическим приводом ниже, чем с механическим.
В случае использования ободных тормозов, если предполагается движение по очень грязным дорогам, не стоит останавливать свой выбор на тормозах с параллельным подводом колодок. Благодаря сложной конструкции рычагов и явно меньшим грязевым просветам, в них быстро забивается грязь, которая блокирует колесо. Оборудование трансмиссии необходимо не самого начального уровня, для обеспечения надежности и четкой работы. Но, в то же время, высокий уровень часто просто не нужен – ставить рекорды скорости вы не будете. Я считаю, что оптимальный уровень привода – Shimano Alivio – Deore LX.