О велотуризме
Если вы действительно хотите отдохнуть, посмотреть интересные места, да заодно и жирок растрясти, то поездка в цивилизованный велопоход -хороший вариант. Говоря точнее - два варианта. Первый, на мой взгляд, самый разумный: просто купить велосипедный тур и отправиться прокатиться в Финляндию, Чехию, или вокруг Ладоги. Отдыхать, так отдыхать, а организовывают пусть другие! Если вы в силу каких-либо причин, хотите самостоятельно отправиться в путь, то вам предписан второй вариант, о котором и пойдет речь.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЕХАТЬ В ПОХОД?
Что ж, задача перед вами вполне реальная. Начать надо с планирования маршрута. Выберите интересный вам регион. При выборе, однако, существует довольно жесткое ограничение. Если вы не хотите таскать на себе палатки, спальники, котлы для приготовления пищи, продукты и тому подобное, плохо соотносящееся с идеей "цивильного похода", то вам придется ночевать под крышей. Отсюда следствие - выбранный регион должен быть либо сильно населенным (в нем должны быть города), либо изобиловать кемпингами, домами отдыха, отелями. Расстояние между городами не должно превышать в среднем по маршруту 60-80 километров. Конечно, вы можете проехать и больше! Можно включить в маршрут "день испытания" и заложить 100 километров. Но проезжать по 100 километров в день ежедневно, для такого стиля походов, это многовато. Ведь у вас должно остаться время, чтобы осмотреть достопримечательности, посидеть в ресторанчиках, да и просто отдохнуть!
В России для "цивильных" походов благоприятствует, конечно, Золотое Кольцо. Замечательные старинные города, небольшие расстояния между ними, красивая природа. Также можно путешествовать и по центральному региону, Краснодарскому краю, Калининградской области. В странах СНГ любимыми местами "цивильных" велотуристов являются Крым, Закарпатье. За границей так путешествовать можно практически по всей Европе и, что еще интереснее, Израилю (только не надо отправляться туда в этом, 2002 году).
Основная проблема "цивильного" похода по России, это проблема гостиниц. Вам вряд ли удастся заранее договориться со всеми необходимыми гостиницами на вашем пути о бронировании мест. Это очень долгий и трудоемкий процесс. Надо дозвониться до каждого городка, найти там гостиницу, и, предварительно точно рассчитав даты вашего заезда, забронировать (если это возможно) себе номер. Не знаю как Вам, а для меня это неприемлемо, и я всегда езжу, не бронируя мест, рискуя остаться без ночлега. Правда, таким образом я путешествую обычно зимой, когда проблема гостиниц не так остра.
Другая особенность российских гостиниц, что в отелях, скажем, города Галича или Осташкова, скорее всего горячей воды не будет. Это не очень приятно, после дня проведенного в седле. Если кто интересуется стоимостью гостиниц, то скажу так. В небольших городках - районных центрах, отели стоят очень дешево. В 2001 году я платил от 35 (!) до 150 рублей на человека за ночь. В январе 2002 года от 50 до 250 рублей. Но если город чуть больше, то цены сразу взлетают. Для мелкого областного центра стоимость в 250 - 400 рублей на нос, это вполне обычная цена. Чаще бывает больше. В крупных туристских и промышленных центрах вроде Ярославля, отель распахнет перед вами двери, рублей от 500. Эти цены - лишь примерные ориентиры. Конечно, на цену отеля сильно сказывается его класс и тип номера. К тому же цены не стоят на месте.
Еще важный момент - планирование дорог, по которым вы собираетесь проехать. Наилучшим вариантом для такого стиля велотуризма являются тихие асфальтовые дорожки. Выбирать их лучше по атласу автодорог, или по старым туристским картам областей. "Жирные" транзитные магистрали, связывающие областные центры, равно как и проселки - это не для вас. Ваша вотчина, это дорожки, которые связывают небольшие городки - на них меньше "трафика". Если у вас возникли сомнения, в качестве дороги, то спросите, ходит ли по ней рейсовый автобус. Если ходит, то и вы проедете без труда.
Хоть вы и собираетесь все время ехать по населенной местности, а все равно, небольшой запас еды и снаряжения надо иметь. Из еды необходимы "перекусы": бутерброды, сухофрукты, конфеты, конечно, вода. Из снаряжения - накидка от дождя. Необходима аптечка. Кроме этого, с вами должен быть непромокаемый пакет с "цивильной одеждой" и запасная пара обуви. Если вдруг пойдет дождь - придется его терпеть. Зато, по приезду в отель, можно сбросить с себя мокрую одежду и развесить ее сушиться. Чего нельзя делать, так это мочить обе пары одежды. Если кажется, что дождь перестал, то это не повод для доставания сухого "НЗ".
Очень полезен будет минимальный ремнабор (камера, ключи, смазка для цепи, кусок ветоши), а также сцепка для велосипедов, велочехол. Важно отметить, что неорганизованным образом в цивилизованный поход можно ехать только небольшой группой. Если размер группы превышает 7-8 человек, то возникает более острая необходимость в планировании похода! Скажем, двое могут перекусить в любом кафе, а на 10 человек места может и не найтись. Эта же проблема будет наблюдаться и с гостиницами. Шутка ли, ведь для сельской гостиницы 10 мест - это может быть половина ее вместимости!
Наконец последний момент: организовывая поход самостоятельно, озаботьтесь поиском достопримечательностей. Закупите путеводителей и туристских карт: обидно будет проехать в километре от замка или водопада, не зная о нем.
ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ВЕЛОТУРИЗМ
Когда несведущему человеку говоришь слово "велотуризм" он мысленно рисует себе такую картину. Раннее утро. В кемпинге на белых простынях просыпается молодая пара, завтракает под приятную музыку, садится на велосипед и едет по тихой асфальтовой дороге, мирно болтая и улыбаясь друг другу. Идиллическая картина дополняется живописными городками с рыцарскими замками, через которые проходят велодорожки, теплыми озерами с сосновой рощей на берегу, перекусом на природе. Вечером, после преодоления 60-70 километров их ждет другой кемпинг с не менее живописными домиками, душем и, возможно, дискотекой или какими-то другими развлечениями.
Что ж, такие цивилизованные походы реально существуют, более того, в них вполне можно принять участие. Достаточно просто купить велосипедный тур в одном из турагенств. Есть такие агентства и в нашем городе. На западе же дело поставлено на широкую ногу. Израиль и Финляндия, Непал и Тибет, Таиланд и Перу - любые "треки" на любой вкус. Цена, на удивление, не маленькая. Можно существенно сэкономить, если отправиться в подобное путешествие самостоятельно - на свой страх и риск.
СПОРТИВНЫЙ ВЕЛОТУРИЗМ
Во "времена оны", был весьма популярен спортивный велотуризм. Более того, ваш покорный слуга был в 1997 году чемпионом нашего города именно по спортивному велотуризму. Что же это такое? А вот что. Когда-то давно возникла идея приравнять туризм к спорту. Присваивать звания, проводить соревнования, тренировки. Ввели нормативы и правила. Проехал 400 километров по асфальту за 6 дней? Получи третью категорию. Сделал 600 с куском грунтовок за 8 дней? Изволь получить вторую. И так далее. Конечно, по окончанию похода необходимо было представить доказательства того, что ты не верблюд… ой, опечатка! Требовалось доказать, что ты действительно прошел маршрут. Для этого надо было сфотографироваться в различных хорошо узнаваемых местах (например, у дорожного знака "въезд в населенный пункт"), послать несколько телеграмм с маршрута. Конечно, все понимали, что это - игра. Ведь никто же не мог проверить, действительно ли ты въехал на тот или иной перевал, или поймал попутку, заехал на гору и там сфотографировался? Известный лозунг той эпохи "лучший контролер - совесть" как-то не принимался создателями идеологии спортивного туризма всерьез. В отличие от других видов туризма и альпинизма, где действуют подобные системы, спортивный велотуризм из-за своей нелогичности пришел в полный упадок. Впрочем до сих пор есть в стране клубы, которые культивируют спортивный велотуризм.
ГОНЩИЦКИЙ ВЕЛОТУРИЗМ
Название этого вида велотуризма, конечно, глубоко условное. Суть его заключается в том, что велотуристы едут по относительно хорошим дорогам, полностью исключая бездорожье. Люди едут с минимальным грузом на багажнике или с легонькими рюкзачками за плечами. Едут при этом довольно быстро, велосипеды у них, как правило, гибриды "заточенные под шоссе", ночевать останавливаются под крышей. Такие люди проходят за день до 200 километров и более. Для них главное - преодоление! Они как бы "проглатывают" пространство, не отвлекаясь на осмотры достопримечательностей (бывают исключения). Часто так ездят одиночки, бывшие гонщики или марафонцы. Если таким образом путешествует группа, то она может растягиваться по шоссе на десятки километров! Как правило, маршруты "гонщиков" отличаются большой протяженностью. Любят они и громкие названия для походов, например, Петербург - Владивосток, или Архангельск - Одесса. Для такого "полуспорта" лучше всего подходит название "велопробег".
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ВЕЛОТУРИЗМ
Современный вариант туризма, который получил большой толчок своему развитию с появлением прочной и надежной техники - МТБ. Суть его заключается в том, что велотуристы выбирают маршрут, как правило, с участками, которые плохо предназначены для движения по ним на велосипедах. Преодоление горных троп и наших родных Питерских болот, ледовых полей замерзших озер, и заснеженных зимников - вот примерно то, чем занимаются "экстремалы". Отличительной чертой их маршрутов является определенная логика чередования посещения интересных мест (водопадов и монастырей, крепостей и церквей) с движением по хорошим дорогам и полному бездорожью. По сути, единственным отличием "экстремалов" от "спортивников" является то, что они не делают ни каких бумаг на свои маршруты, и, соответственно, не получают званий и наград, справедливо полагая, что честно пройденный сложный маршрут и есть лучшая награда для велотуриста. Стоп! Лучшая награда за уже пройденный маршрут - это возможность сделать в будущем еще более сложный и интересный! Именно этому стилю велопоходов и будет посвящена большая часть последующих глав.
Следует отметить, что "экстремальный велотуризм" совершенно не значит - экстра сложный. Да, в его рамках можно пересечь по льду Байкал или Тибет, но и обычная поездка, скажем, из Питера на Селигер или в Пушкинские горы вполне может попасть под этот разряд. Важно, чтобы соблюдались главные черты экспедиции: ночевки в палатках, походный быт... Это уже похоже на цивилизованный туризм, с той лишь разницей, что вы сами ремонтируете байк, готовите пищу на примусе или костре, разрабатываете маршрут, ориентируетесь на местности.
БАЙКЕРСКИЙ ТУРИЗМ
Название этого вида велотуризма, как и всех других, конечно весьма условно. Байкера интересует в первую очередь не водопады-церкви и прочие достопримечательности, а "техничная трасса", на которой можно попытаться выжать из своего байка максимум. Одним словом, Байкеры двигаются по тому же бездорожью, что и "Экспедиционники", но с большей скоростью и меньшим интересом к достопримечательностям. Интересна черта байкеров - при явном преимуществе во владении байком перед всеми другими велотуристами, у них частенько наблюдается довольно низкая туристская подготовка. Бывает, что разведение костра под дождем для них становится тяжелой проблемой. Байкеры любят останавливаться в гостиницах и путешествовать налегке. Отчасти это объясняется тем, что на груженом байке тяжело ощутить все его возможности. Главное отличие от других видов велотуризма - приоретет интереса к байку и его возможностям над всем остальным. При этом, человек может ездить и не на байке - здесь важна идея, а не конкретная ее реализация.
АГРЕССИВНЫЙ ТУРИЗМ
Агрессивный туризм - разновидность байкерского туризма, с элементами настоящего спорта. Идеология - езда на пределе возможностей участников, как правило, проходят за один день, или за несколько, но с использованием гостиниц.
ЗИМНИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ВЕЛОТУРИЗМ
С появлением на заснеженных просторах России байков и шипованной резины, получил развитие зимний классический велотуризм. Что это значит, и как это выглядит? Очень просто - зимний велотурист делает все то, что и летний, но только зимой. Почему классический? Потому, что ходит в походы он, как в книжках пишут: с палаткой, костром и песнями.
Летом перед велотуристом открыты все дороги, все пути, а также горы и перевалы. Езжай, куда хочешь. Зимой же становится возможным ездить не только по дорогам и тропам, но и по зимникам, замерзшим рекам, озерам и морям. Именно на этом и специализируются зимние велотуристы. Логика проста - ездить там, где летом не проедешь. С другой стороны, зима умеет проверить туриста на прочность. Тут "раздолбайство" может не прокатить. Сами понимаете, хорошо и приятно ремонтировать байк теплым летним днем… заметно хуже заниматься этим на "дубаках". Кроме этого, зима часто превращает простую дорогу в сложную. Как? Очень просто. Приведу пару примеров.
Выехали мы раз 28 декабря со станции Суземка Брянской области в город Севск, и шел сильный снегопад. Часа через три на дороге образовался толстый слой снега, ехать по которому было весьма тяжело. Через несколько дней, в том же походе, ударила оттепель, а потом - резкий мороз. После этого мы три дня ехали по полностью обледенелой дороге, посыпать которую песком никто не удосужился. Другими словами, зимой никогда не знаешь, какую "засаду" приготовит тебе обычное шоссе. А если посмотреть на проблему с другой стороны, то можно сказать, что легких дорог зимой практически не бывает.
Следует сказать, что кроме того, что зимой ставятся зимники и озера покрываются льдом, некоторые дороги, особенно проселки, наоборот, переходят в разряд непроезжих, или правильнее сказать, "не чищенных". Да, зимой чистят далеко не все дороги, которые указаны на карте. Поэтому, при планировании маршрута можно легко "попасть". 20 км по чищенной дороге вы можете проехать за час. А по дороге занесенной снегом, те же 20 км можно идти два дня.
Наиболее благоприятное время для зимнего велотуризма - февраль - март и начало декабря. В марте не так холодно, пригревает солнышко, день длинный. В декабре, если повезет, можно поймать время, когда грязные проселки и тропы задубеют на холоде, а снега еще не нападает. В январе ездить очень тяжело. Стабильно холодная погода, короткий день, много снега. В Феврале уже заметно легче.
Где обычно ездит зимний велотурист? В принципе, зимнего туриста ничего не ограничивает в пространстве - хочешь езжай на Кольский, хочешь - в Таиланд. Главное чтобы было холодно и много снега. Но самые интересные места лежат на севере европейской России, на Урале и в Сибири. Дело в том, что в этих краях дорог мало, поэтому зимой ставятся зимники - дороги из укатанного снега, идущие прямо через болота или реки напропалую! Ездить по ним очень интересно. Во-первых, покрытие - укатанный снег. Во-вторых, часто бывает что зимник - это две колеи от Урала или ГАЗ-66 идущие через девственные снега. Шаг в сторону - ты в снегу по пояс. Едешь по такой колее, а она вьется вправо - влево, да вверх - вниз. Не удержался в седле - падаешь! Но ощущения - совсем не те, как если бы упал летом на асфальт. Падаешь в мягкую снежную перину!
Езда по зимникам сопряжена, как правило, с автономкой. Даже если надо проехать всего 100 км, на это может уйти до трех дней (а может и один), в зависимости от состояния дороги. Кроме того, трафик на зимнике не велик. На многих из них машина появляется не каждый день, а может не быть ее и неделю. Другими словами, ждать помощи особенно-то и неоткуда, а значит, надо хорошо готовится самим. К тому же все-таки зимник не вполне настоящая дорога. Вы можете встретить кусок дороги залитый водой разлившейся, несмотря на мороз, речки. Возможно для ГАЗ-66 это и небольшой препятствие, но велотуристам проблемы доставляет. Помню, в Забайкалье пришлось метра 3-4 идти в режиме ледокола. Тонкий лед наледи провалился подо мной, и пришлось по щиколотку в воде идти до твердой земли при 20ти градусном морозе. Понятно, что для успеха зимнего похода, основную роль играет снаряжение. У меня оно было хорошее, и я вышел из воды с сухими ногами. Плохое же снаряжение может сделать экстремальной и самую неэкстремальную ситуацию.
Еще одна "зимняя фишка" - погода. Нет, летом тоже конечно бывают "сюрпризы", но с зимними "подарочками" их не сравнить. Самый распространенный зимой аттракцион называется "20 градусов". Это когда температура в течение нескольких часов опускается с отметки "ноль" или, например, "минус три", на 20 градусов ниже.
Другой зимний аттракцион называется "оттепель". Предположим, вы спокойно едете на 15ти градусном морозе по твердому зимнику. Красота! Вдруг - бах! Оттепель! Покрытие зимника становится мягким, вас начинает "колбасить" со страшной силой. Если вы едете первым - вам повезло. Те, кто за вами, будут страдать еще сильнее.
Очень впечатляет такой зимний аттракцион, который называется "снег". Нет, речь не о том снеге, который лежит на полях и в лесах, а о том, который вдруг начинает сыпаться вам на голову. Скажем, вы проезжаете 100 километровый зимник из тех, по которым машина ходит раз в три дня. Проехали 30 км, и пошел снег. Через два часа снегопада ваша скорость несколько снижается. Если раньше вы ехали 12 - 15 км/час, то теперь, пока какая-нибудь машина не утрамбует поверхность зимника, вы будете ехать 4-5 км/час, а то и идти пешком. В результате вместо 2х дней вы можете потратить на этот участок 4, а хватит ли раскладки?
Часто особенно во время оттепелей и по весне встречается аттракцион под названием "качели". Что это такое? Это когда днем стоит плюсовая температура, байк ваш становится влажным, иногда попадает в лужи. Ночью же все еще морозно, и к утру ни единая часть вашего байка не хочет ни крутиться, ни шевелиться. Кроме этих аттракционов, есть еще и другие, встречающиеся реже: дождь со снегом, дождь замерзающий на лету, и просто ветер в лицо.
Так что зимой надо всегда быть начеку, а начинать ходить в зимние походы лучше всего весной - в марте, когда большинство из перечисленных аттракционов встречаются уже редко.
Для чего же вообще ходить в зимние велопоходы? Серьезный зимний велопоход "переламывает" тебя заметно сильнее, чем летние. Здесь есть, где проявить себя, побороться за живучесть. В награду вы получаете возможность пройти там, где летом пройти невозможно, а также возможность улыбаться, когда "летний" турист расскажет ужасную историю, как он попал под холодный дождь и стучал зубами при плюс пятнадцати.
Примерами классических зимних походов можно назвать походы в монастырь на остров Коневец (с пересечением 6км Ладожского озера по льду), в Кижи, по озеру Ильмень и по Байкалу, по Зимникам Архангельской области и Забайкалья.
ЗИМНИЙ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ВЕЛОТУРИЗМ
В чем суть явления? В том, что группа велотуристов колесит на своих байках по городам и весям нашей страны, как правило, в декабре - феврале, проезжая не очень большие километражи и останавливаясь в гостиницах.
Почему именно так? Логика в этом такова: приятно попутешествовать по спокойным зимним дорожкам нашей провинции, однако "крутой зимой", когда погода изменчива, а продолжительность дня минимальна, хочется приезжать в тепло. Кроме того, вечером можно с интересом побродить по улицам каждый день новых городов, устроить вечерние посиделки с дегустацией местного пива. Особенно приятен в путешествиях такого типа контраст! Скажем, выезжаете вы из отеля, а на улице - 18 градусов мороза! За 5 - 6 часов переезда до другого городка, вы вдоволь "проникнетесь" холодом, а тут как раз новый теплый отель! Посидели часок, отогрелись, попили чайку, одели "приличные одежды" и на прогулку! Очень рекомендую!
Итак, как же занимаются "зимним цивилизованным велотуризмом?", и чем он отличается от обычного, "цивилизованного летнего"?
Главное отличие заключается в том, что езда по зимним дорожкам нашей страны всегда сопряжена с определенного рода спортивной составляющей. Даже если необходимо проехать всего 60 - 70 км, то это может превратиться в настоящую "битву с дорогой", если она плохо очищена или наоборот, заледенела. Таким образом, "зимний цивилизованный байкер" днем показывает свою удаль, а длинным зимним вечером предается светским развлечениям.
Лучшее время для "ЗЦВ" - январские праздники. Свободного времени много, поехать куда за границу - очень дорого (на рождественские праздники дорожает все, от отелей до авиа перелетов). Остается приятно провести время в родной стране, тем более что отечественные гостиницы в отличие от зарубежных, в это время стоят практически пустыми.
С точки зрения выбора маршрута, удобнее всего свои взоры обратить на южную часть страны: Брянская, Тульская области и южнее. Почему? Города здесь расположены гуще, что позволяет более удобно планировать маршрут, день заметно длиннее, чем у нас на севере, и климат в это время года более благоприятный, чем, скажем, в Вологодской области. Кроме России для "ЗЦВ" хорошо подходят Беларусь и Украина. По поводу длинны светового дня приведу цифры. 1 января продолжительность дня в Курске составляет 7 часов 53 минуты (восход в 8-41, заход в 16 -34), а в Питере 6 часов 1 минуту (восход 10-01, заход 16-02). Разница без малого 2 часа, что довольно существенно.
По дорогам для "ЗЦВ" идеально подходят связки между райцентрами, а вот основные трассы, равно как и проселки, это не вариант. Проселки могут оставаться не чищенными, а на трассах даже зимой бывает трафик.
По километражу, идеально подходит цифра 65. 65 километров в день плюс минус 15 км, "самое то", для "ЗЦВ". С одной стороны, это расстояние позволяет хорошо размяться, с другой, оставляет силы, чтобы порадоваться вечерней прогулке по городу, куда вы приезжаете. Кроме того, ранний приезд в город дает возможность вовремя принять меры, в случае если с гостиницей возникнут проблемы. Такое бывает - скажем, кончился свет, или выключили отопление. Если обнаруживается, что гостиница закрыта, и это знание познается вами в 4 часа дня, то у вас остается время, чтобы своим ходом добраться до соседнего городка, скажем в 30 километрах, либо подброситься до него транспортом: электричкой или автобусом.
Признак наличия в городе отеля - его статус. Если город - районный или областной центр, то гостиница в нем должна быть. Кроме гостиниц переночевать можно в общежитиях, которые сдают часть комнат как гостиницы, в домах отдыха и турбазах (иногда это бывает даже дешевле, чем в гостинице). В последние годы появляются и коммерческие мотели и гостиницы, однако цены там, как правило, в 5 и более раз выше, чем в муниципальных отелях. Если вы в сомнениях, есть в городе гостиница или нет, вы можете легко свои сомнения разрешить. Приходите в переговорный пункт (если вы еще в Питере - набираете 077) и заказываете переговоры с гостиницей в городе вашей мечты. Скажем, в Рыльске. Вас соединяют, взимая за нахождение номера телефона гостиницы плату в размере 2х минут разговора с этим городом. Иногда, правда, бывает, что гостиница есть, а телефона в ней нет. Тогда указанный метод приводит к ошибке: вам телефонный оператор может ответить "гостиницы в городе нет". Такие случаи с нами бывали. Конечно, для телефонистки все одно, нет в городе гостиницы или просто в ней нет телефона. А вот для нас разница принципиальна!
Из снаряжения в "ЗЦТ" необходимо брать фонарики как задние, так и передние. Все-таки иногда не удается добраться до отеля засветло, "цивильную одежду" для вечерних прогулок, кипятильник, чтобы в номере попить чайку, спальник. Иногда спальный мешок помогает, если в гостинице холодно, или приходиться "коррумпировать" администраторшу. Поясню: если с вас хотят взять за ночлег запредельную цену, то можно предложить администратору переночевать без квитанции, но в этом случае, придется ночевать и без белья. Почему? Иначе к ней у начальства возникнут вопросы: как так, в номере никто не ночевал, а белье в стирку сдается. Наличие спальника проблему решает. Желательно также наличие велочехла для перевозки велосипеда в поезде. "Велочехол сделанный правильно" не пропускает воду. Зимой при посадке в поезд это особенно важно - полностью отряхнуть байк от снега невозможно, а когда вода капает на голову - это не очень приятно.
Питание в зимнем походе лучше всего устраивать так. Утром и вечером ужин своими силами в номере гостиницы (для этого надо иметь свои миски, ножи, ложки, кипятильник и/или газовую горелку), а в середине дня обед в столовой. Сегодня ситуация такова, что в маленьких поселках, особенно лежащих на трассах, открываются кафешки, где кормят дешево и прилично. Полноценный обед может стать в 2, 2,5 доллара, к тому же вы испольуете шанс поседеть в тепле. Однако если в середине вашего дневного пути не попадается городок, то тогда надо брать с собой перекус, и чай в термосе.
Пример маршрута подобного толка: Станция Суземка - Севск - Рыльск - переезд в Украину - Глухов - Новгород Северский - Сосница - Городня - (Беларусь) - Гомель.
ВЕЛОТУРИЗМ В СПОРТИВНОМ (АГРЕССИВНОМ) СТИЛЕ
Велотуризм многолик и разнообразен. Сложнейшие экспедиции вдали от цивилизации и неторопливые походы на несколько дней - все это велотуризм. Различные направления в велотуризме позволяют найти походы по душе, как новичкам, так и профессионалам. Среди всех видов велотуризма, самым молодым можно считать велотуризм в спортивном (агрессивном) стиле. Он напрямую связан с появлением горного велосипеда.
Маунтинбайк пришел к нам с Запада. Первые владельцы "иноземной диковинки" больше воспринимали байк как престижную игрушку для катания по городу и паркам. Вскоре произошел лавинообразный рост числа владельцев "внедорожников". Китайские "поделки" серьезно подорвали доверие к маунтинбайку у рядовых обывателей, но "псевдобайки" не смогли погасить интерес россиян к новинке. Москва и Санкт- Петербург, по понятным причинам , открыли для себя горный велосипед раньше других городов. Стихийно возникали первые "байкерские" тусовки, устраивались покатушки, внедорожники вышли на маршруты многодневных походов, проводились первые соревнования по Кросс- Кантри и Фрирайду.
Здесь и берет начало агрессивный туризм. Он возник на пересечении трех направлений: - классического многодневного велотуризма - соревнований по маунтинбайку - покатушек
Превалирование какого- либо одного из этих аспектов способно значительно разнообразить походы группы, проповедующей велотуризм в агрессивном стиле. Фактически, в одном однодневном походе можно часть маршрута проехать в "покатушечном" стиле, а затем переключиться на жесткую гоночную работу.
Основные особенности туризма в агрессивном стиле таковы:
- быстрый темп движения на маршруте
- хорошая физическая и техническая подготовка участников
- надежный маунтинбайк (желательно высокого уровня)
- отсутствие всех "лишних" деталей на велосипеде (вроде багажников, сумочек, больших крыльев и пр).
- минимум снаряжения в заплечном "анатомике".
Это не означает, что с багажником агрессивный туризм уже невозможен (я давно знаю человека, который с багажником успешно ездит в агрессивном стиле). Но реалии этих походов таковы, что на максимально облегченном байке маршрут проходить будет значительно легче. Не забывайте, что все, что вы везете на себе - это "активная" масса. Все же, что закреплено на байке - "мертвая" масса. Поэтому на техничной скоростной трассе даже велобачок нередко кладут в рюкзак.
Что же привлекательного в агрессивном туризме? Не проще ли неторопливо катить по лесным тропкам и дорожкам, наслаждаясь природой, чтобы затем устроить пикник на красивой полянке? Проще. И приверженцев такого времяпровождения на велосипеде гораздо больше, чем тех, кто увлекается скоростными походами. И это нормальный порядок вещей. Так и должно быть. В сложный многодневный поход или для участия в гонке всегда значительно труднее найти желающих.
Туризм в спортивном стиле предполагает не только любовь к природе и передвижению на велосипеде, но и получение удовольствия от скорости, от техничных трасс, от совершенствования техники владения двухколесной машиной, от преодоления неожиданных препятствий и трудных маршрутов. Привалы, дружеское общение, живописная природа, культурные и исторические объекты на пути - все это также присутствует. Но если группа движется - она движется быстро!
Большинство походов в агрессивном стиле - это однодневные мероприятия. Данное обстоятельство вызвано необходимостью минимизировать количество перевозимого снаряжения, а также тем, что подобный однодневный маршрут требует определенное время на восстановление. Можно выложиться полностью, зная, что завтра "крутить" уже не придется! Регулярная многолетняя практика подобных скоростных походов позволяет в дальнейшем проходить уже многодневные маршруты в столь же высоком темпе. Подтверждение тому - поход в 2001 году по Смоленской области и трофи - рейд в мае 2002 по Новгородской и Ленинградской областям.
Помимо технической и физической подготовки, скоростные походы предъявляют определенные требования к велосипеду. Для эффективного передвижения по любым дорогам, желательно использовать маунтинбайк среднего и высокого уровня с хорошей амортизационной вилкой. Фактически, требования к такому велосипеду почти те же, что и предъявляемые к машине для Кросс-кантри (гонок по пересеченной местности). К слову, походы в агрессивном стиле (как и гонки) являются великолепным тестовым полигоном для проверки "на практике" эффективности маунтинбайка. Достаточно месяца подобной многоплановой эксплуатации для оценки всех ходовых качеств "свежесобранного" байка.
Что можно рекомендовать в качестве подготовки к походам в агрессивном стиле? Необходимо ездить на велосипеде! Желательно ежедневно. И не просто ездить, а всегда стараться устроить себе легкую тренировку. Это не значит, что нужно устраивать "слалом" в потоке машин, но "покрутить" вечером после работы в малолюдном парке или на шоссе - очень полезно. Один из секретов здесь - регулярность занятий. Нельзя устраивать больших перерывов (не более нескольких дней). Надеюсь, вы не ставите велосипед на полку зимой?
Неплохо приобрести пульсомер - весьма полезный "девайс", позволяющей даже "пилежку" по мокрому однообразному шоссе наполнить смыслом. В сочетании с велокомпьютером, пульсомер дает массу интересных и полезных сведений. Очень рекомендуется участие в соревнованиях по маунтинбайку. Соревнования позволяют "поднять свою высоту", существенно повысить технику владения велосипедом, умение выкладываться на 100%. Лучшая проверка возможности быстро ездить по пересеченной местности - именно участие в соревнованиях по Кросс- кантри. Спусковые дисциплины оттачивают навыки владения велосипедом и способности в долю секунды находить единственно возможную траекторию движения. В Санкт- Петербурге соревнования по Кросс- кантри проводятся регулярно круглый год (зимой их даже больше). Спусковые дисциплины менее популярны, но в последние годы постепенно развиваются и они.
Зачем нужно "гнать" в походе? Можно ведь и спокойно прокатиться, и даже болота - жижу преодолеть! Можно. Как можно и многое другое в этой жизни. Каждый выбирает по себе...
КАК ЗАНИМАЮТСЯ СПОРТИВНЫМ ВЕЛОТУРИЗМОМ
Сегодня в большинстве крупных городов некогда мощное движение спортивных велотуристов почти заглохло, поэтому влиться их ряды стало определенной проблемой. Дело в том, что чтобы достичь серьезных результатов в "СВ" необходимо являться частью клуба, желательно большого. Тогда можно принимать участие в различных мероприятиях, копить звания и достижения. Если же в городском клубе 15 человек, которые проводят 3 похода в год, то путь к разрядам и вершинам может растянуться на долгие годы, или прерваться вообще.
Как же занимаются спортивным велотуризмом? Существует классификация велосипедных маршрутов, согласно которой они делятся на 5 категорий. Отличие одной категории от другой заключается в продолжительности маршрута и в наборе препятствий, которые велотуристу надо преодолеть. То есть, чтобы пройти "единичку" (минимальная категория), необходимо откатать определенное количество километров по асфальту, затратив на это опять же определенное количество дней. Чтобы пройти, скажем, тройку, уже необходимо брать перевалы или торить болотные гати. Тут уж одними днями - километрами не отделаешься! Чтобы дослужиться, скажем, до "мастера спорта", необходимо пройти походы первой категории сначала в качестве участника, а потом, в качестве руководителя похода и так далее до самого верха. Это не исчерпывающая и не на 100% точная информация, но общий смысл достижения спортивных высот именно такой.
Перед тем, как пойти в поход, группа заявляет маршрут, его рассматривает маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), и допускает группу (или нет) к старту. Далее она же контролирует соответствие пройденного маршрута заявленному, и принимает решение о зачете/незачете похода. МКК контролирует маршрут по предоставленным фотографиям и посланным с маршрута телеграммам. Понятно, что люди не вполне честные, могут сделать фотографии группы на "покоренном" перевале так, что машина, которая их на этот перевал забросила, в кадр не попадет. По сути, контроль прохождения маршрута МКК - это контроль для честных людей. Либо человек честный, тогда он сам скажет, въехал он или поймал попутку, либо человек не честный, и тогда, проверяй, не проверяй, а все равно обманет! К сожалению, в последние годы с честными людьми, а вернее с их процентом по отношению к "не вполне честным", проблемы, отсюда результат: система спортивного велотуризма перестала работать. Другая причина такого застоя заключается в том, что степень риска для жизни и здоровья в велопоходе … снижается с повышением категории сложности, а других областях туризма, как раз наоборот. В альпинизме, например, все очень логично - освоил горы категории 3, можешь приступать к освоению гор категории 4, а если в твоей книжке нет отметки о пройденных маршрутах категории 3, то тебе восхождение на категорию 4 запрещено. В велотуризме система аналогичная, но ввиду того, что опасность с повышением категории падает, не логичная. Велотуриста не ждут лавины и камнепады, его не несет струя белой воды, в которой не остановишься на минутку перевести дух!
Снаряжение туриста
Каждый велосипедист должен уметь делать текущий ремонт сам. На группу в 8—10 человек во время путешествия рекомендуется иметь 3—4 велосипедные камеры и 1—2 покрышки, 40—50 спиц, 2—3 цепи, 3—4 комплекта осей в сборе, по одному комплекту чашек для передней вилки и каретки, 1—2 подседельных замка, винт руля, 2—3 замочка для цепи, набор шарикоподшипников (лучше в обоймах), болты и гайки. Кроме обычного инструмента, входящего в набор велосипедных принадлежностей, выпускаемых заводами-изготовителями, необходимо иметь дополнительный инструмент: молоток, пассатижи, напильники, отвертки, разводные ключи, масленки, небольшие тисочки, автомобильный насос, а также жидкую и густую смазку, винтельную и для заплат резину, прорезиненный холст, суровые нитки, шило, иглы, шпагат и другие мелкие принадлежности. Ремонт велосипеда производится на бивуаке или в стороне от дороги.